Культурно исторические предпосылки возникновения философии. Контрольная «Возникновение философии: культурно-исторические предпосылки Культурно исторические предпосылки зарождения философии в греции

Первые философские учения появились более 2.5 тысяч лет назад в Древней Греции, в Древнем Китае и в Древней Индии. Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя, образования первых государств, отделения умственного труда от физического, проявления людей профессионально занимающихся деятельностью.

Усложнение социальной жизни все более ограничивало возможности эмпирических форм мышления, поэтому на заре цивилизации появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которой являются понятия, логика, рациональное мышление, т. е. Возникает теоретическое отношение к миру. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, а на теоретическое выявление причин сущего. Слово «философия» греческого происхождения, означаеь любовь к мудрости (с греческого фило «люблю», софия «молюсь»). Согласно традиции впервые это слово произнес мыслитель и математик Пифагор. Окончательно сформирование и закрепление терминов философии связано с именами Платона, Аристотеля, Сократа. Первоначально философы опирались все на личное знание-математика, астрономия, физика, медицина, активно использовала из области мифологии, религии, искусства. По мере возникновения социально-экономических условий дальнейшее развитие научных знаний выделяют конкретные науки, изучающие отдельные стороны окружающей природы и социальной действительности. Одновременно происходит уточнение собственного предмета философии, определенных ее функций в обществе. Содержание предмета философии постоянно уточняется, дополняется, каждая эпоха приносит свое понимание, видение. Тем не менее объект философии представлен всегда исчерпывающе ясно и определенно: мир и человек представлен, как целостные, нерасторжимые образования. Философию интересует не просто мир в его природной данности, не человек в частных формах своей деятельности, а взаимопроникающие единства мира в целом и универсального человека. Философия особый способ мышления, который теоретически осмысливает уже существующие формы сознания, практики, культуры в целом. Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития искусства, религии, науки.

Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь. В лоне религиозного вероучения возникли и получили свое первоначальное развитие многие основополагающие проблемы. В истории развития мысли с древнейших времен прослеживаются различные формы взаимоотношений между религией и философией, верой и знаниями. Порой они приобретают характер непредвиденного конфликта с трагическими последствиями для их участников (например геллиоцентрическая система мира Коперника, Галилео Галилей). Философия рассматривает единство мира и человека, постоянно соперничает с некоторой непонятностью одним словом с тем, что не подается рациональному осмыслению, не вписывается в раннем существовании понятий и категорий, между религией и философией существуют глубокие связи определяемые особенностями чувству и логичной формой мышления. Сложность, неоднозначность процессов познания будет всегда сокращаться человеком истории, веровать в сверхъественные силы, т. е. Религиозность на неотложную черту любой культуры. Противоречивое сосуществование религии и философии на протяжении тысячелетий не может скрыть того, что их разделяют по существу: первое возвышается на вере, в сложном социально-политическом чувстве, основанием второй является разум, понятие, теоретическое значение.


Философия и наука взаимно питают и обогащают друг друга, но при этом выполняют различные функции. Философия-это самостоятельная форма мировоззрения, т. е. Обобщенные взгляды на мир и человека в этом мире. Наука составляет важнейшую часть духовной жизни человека и обогащает философию новым знанием и помогает так или иначе фактически обосновать ту или иную теорию. Вопрос о соотношении и взаимосвязи философии и науки имеет 2 аспекта: определения сходства и различия между философией и наукой и определения научной ценности философии. Оба этих аспекта вызывают споры. С одной стороны, философия в отличие от науки изучает не конкретные объекты, включая человека, но то, как эти объекты осознаются человеком и складываются в его бытие. Философия пытается ответить на мировоззренческие вопросы, т. е. Самые общие вопросы бытия и возможности его познания, ценности бытия и возможности его познания, ценности бытия для человека. Наука же всегда конкретна и имеет четко определенный объект познания, будь то физика, химия, психология.

Философия и искусство выражает в обобщенной форме истину индивидуальную, искусство-отрасль культуры, в которой индивидуальная истина предстает в форме частного события. К искусству относят что-либо по различным критериям, одним их которых считается образность. Критерии могут меняться. Основным считается интерес к произведению. Он означает, что индивидуальная истина создателя находит в отзвук в потребителе. Искусство, впрочем, создание не образов, а символов, которые не всегда способен понять сам творец. Искусство также не просто мышление, в его сознании преобладает действие бессознательной части духа. ВЫВОД: искусство философично, когда создаваемый им новый живой мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в

системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах

(Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-

исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и

непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой

людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры:

религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей предпосылкой появления

и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального

(логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в

котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С

разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что

сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более

развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике

Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о

проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их

размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы

научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям),

направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том

числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием

научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой

культуры.

Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика

И др.)

Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего

проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее

фундаментальные: 1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем-то

создан. 2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира. 3. Имеются ли в

самом мире причинные и закономерные связи, или все идет от Бога. 4. Можем ли

мы познать мир. 5. Есть ли границы научного познания мира и каковы они, то

есть где они кончаются. 6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы

познания. Например, насколько верно говорить о художественном или религиозном

познании мира и человека. 7. Что представляет собой человеческое мышление и

как оно соотносится с действительностью и Богом.

Перечисленные вопросы прямо касаются философии. Философия выступает как

система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление.

Виды философии: 1. Научная – формулирует свои выводы на основе научного

знания. 2. Художественная философия, когда видение мира выражается

средствами искусства. 3. Религиозная – дает философское толкование

религиозных проблем.

VI в. до н.э. в трех центрах древних цивилизаций: Др. Китай, Др. Индия, Др.

Греция практически одновременно возникает философия.

Структура философского знания. Общими для всех философских систем являются:

проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит; Онтология

учение о бытии – центральный раздел философской системы. Система взглядов на

мышление, его формы и законы называется логикой .

проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас

окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть

истина; Гносеология – философское учение о познании (эпистемология).

проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей

деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо

проблема общества – социальная философия;

Разделы философии. Этика – наука о морали. Эстетика – наука об искусстве.

Логика – наука о законах и формах правильного человеческого мышления.

Аксиология – теория ценностей. Философия – учение о наиболее общих принципах

бытия, познания и отношения человека к миру. Герменевтика – философское учение

о понимании. Герменевтический круг – для того чтобы понять часть чего-то, нужно

знать целое, но не существует другого способа узнать целое иначе как изучать

его по частям.

Философия и наука.

Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без

внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый

наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений,

никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и

близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно

хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для

“производства” философской мысли, но это является хорошим подспорьем.

Необходимо отметить, что слово “хороший” имеет сугубо индивидуальное,

зависящее от конкретного человека, значение. И в самом деле, вряд ли

первобытный человек, живя в пещерах и постоянно охотясь за животными, не имея

в своем распоряжении никаких “благ цивилизации” (сейчас я имею ввиду не то,

что подразумевают обычно под благами цивилизации, но к своему сожалению не

могу найти достойный эквивалент этому), был способен философствовать. И дело

здесь не только в его недостаточно адаптированном для этого мозговом

аппарате.

И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как

научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать,

осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая

механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний.

Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому

настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем

естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется три

аспекта:1)Является ли философия наукой - многие крупные ученые в области

конкретных наук являются и виднейшими представителями

философии.2)Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; Конкретные

науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой

уровень обобщения знания. Однако философия не только испытывает влияние со

стороны частных наук, но и сама оказывает влияние на их

развитие.3)Соотношение философии и вненаучного знания. Игнорирование научного

миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта

опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти

и паранауки (инквизиция, фашизм)

Философия имеет сходство и с религией, и с наукой, хотя её нельзя

приравнивать ни к одной, ни к другой.Сходство: Они изучают природу и

человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте,

поэтому полученное знание достоверно. Научные знания узко специализированы, а

философские напротив максимально обобщённо.

Функции философии.

На значение философии лучше всего указывают ее функции:

1. Мировоззренческая(онтологическая). Суть ее в

том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека.

Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном

природном, информационно-техническом мире. В зависимости от того, научной или

ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также

может быть научным или ненаучным. 2.Познавательная функция

. (гносеологическая функция) Философия решает проблему познаваемости мира,

раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о

границах познания мира.

3.Методологическая функция . Заключается в том, что

философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В

качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии

мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии

органически связаны.Методология: а) учение о методах научного познания –

философия создает учение о методах познания. б) система наиболее общих методов,

применяемых во всех областях научного познания.

Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое

(универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания

человеческого знания. 4.Прогностическая функция . Создавая

целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает

выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим

она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их. 5.

Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь

идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь

человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что

происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у

отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается

вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о

фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В

данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других,

которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и

утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия. 6)

аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и

критика систем ценностей.7) критическая функция

критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не

иначе. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется

многими философами. 8)Школа теоретического мышления и мудрости

. Особенно это касается изучения истории философии.9)Социальная

функция . Задача – объяснить социальное бытие и

способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться

изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить.

10)Гуманитарная функция . Философия должна играть

жизнеутверждающую роль для каждого индивида.

Все функции философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и,

так или иначе, включает их.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1 . К ультурно исторические пред посылки возникновения философии

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) - любовь, софиа (sophia) - мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества - на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства - собирание растений, варварства - охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

1. Возможности человека:

Выделение умственного труда;

Появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

Возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

Постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

2. Потребности человека:

Интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII--V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI -- IV веков до н. э.).

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человечес­кой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии при­ходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические пред­ставления обнаруживают свою недостаточ­ность, свою неспособность удовлетворять но­вые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX--VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возник­новение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределе­ние, рост народонаселения и прилив его в города. Рас­ширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об от­носительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного укла­да и к утрате прочных нравственных ориен­тиров.

Разрушение сложившихся форм связи меж­ду людьми потребовало от индивида выработ­ки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопреде­ления: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков -- с VII по IV век до н. э. -- наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жиз­ни и традиционных ценностей. С одной сто­роны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устояв­шихся веками форм жизни и верований, а с другой -- пытается найти фундамент, на ко­тором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия (от греч. phileo -- люблю и sophia -- мудрость) буквально означает «лю­бовь к мудрости». По некоторым историчес­ким свидетельствам, слово «философ» впер­вые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достой­ному образу жизни. Истолкование же и зак­репление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегре­ческого мыслителя Платона. В учении Пла­тона софия -- это мысли божества, опреде­ляющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь бо­жество. Людям же посильны стремление, лю­бовь к мудрости. Вставших на этот путь ста­ли называть философами, а область их заня­тий -- философией.

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождаю­щегося рационально-теоретического миро­понимания. Философскую мысль вдохнов­ляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древ­негреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Герак­лит).

Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философская мировоззренческая установка, для которой характерно:

стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир.

Это вытекало из следующих двух компонент:

понимание природы, то есть окружающего мира, как упорядоченного единого целого, как гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса -- духовного начала, мирового разума;

человек понимался как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек -- микрокосм, он обладает духовным фактором -- разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), ==> возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества -- разума, мышления, способности логически постигать действительность.

познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо -- результат знания, зло -- результат невежества).

Такая абсолютизация разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств -- есть рационализм античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Вышеназванное мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм.

Формированию космоцентрической мировоззренческой установки способствовали и некоторые явления обыденного сознания, разнообразный повседневный опыт. Этот, прежде всего, нравственный опыт, определял наиболее важные элементы поведения, взаимоотношения людей.Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил название рационализации. Процесс рационализации является двухсторонним.

С одной стороны -- это был процесс постепенного накопления разнообразных знаний. Объект изучения -- природа. Только позднее, начиная с середины 5 века до н.э., на первый план выходит человек. Формирование методов познания природы (анализ, синтез и др.), а также выработка все более сложных форм (понятий). Этот процесс в учении Аристотеля привел к разработке специального учения о законах и формах мыслительной деятельности.

С другой стороны, рационализация -- постепенное преодоление элементов мифологии.

Говоря о рационализации античной философии, античной культуры, необходимо обратить внимание на то, что рационализация опиралась на те знания, которые были заимствованы древними греками из Египта, Вавилона.

Все вышеназванные черты в их взаимосвязи определили подъем и расцвет древнегреческой культуры и возникновение первоначальных научных знаний, рационализацию и стимулирование развивающегося самосознания, что и породило развитие древнегреческой философии, как рефлексии над культурой.

2. Ф илософия: предмет, круг р ассматриваемых проблем, функции

1.Философия: предмет, круг рассматриваемых проблем, функции

Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышле­ния к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно - практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

Первой исторической формой философского мышле­ния была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природ­ными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с де­ревом, корень которого метафизика, а ветви - все остальные науки. Такой широ­кий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.

С развитием философии возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы:

· Онтология - учение о бытии или о сущности всего существующего;

· Гносеология - теория познания;

· Логика - наука о формах последовательного мышления.

Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли философ­ского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно - исторического процесса. Философия науки рассматривает про­блемы развития науки, которая создает и теоретически систематизирует объек­тивные знания о действительности. Объектом изучения этики является мораль как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной дея­тельности людей.

Человек, человечество, человечность - вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей.

Функции философии:

· мировоззренческая

· познавательная

· методологическая

· интегративная

· культурологическая

· аксиологическая

· этическая

Основными функциями являются мировоззренческие(гуманистическая, социально - аксиологическая, культурно - воспитательная), методологические(эвристическая, координирующая, интегрирующая, логико - гносеологическая).

Специфика мировоззренческих функций состоит в том, что они вооружают людей знанием всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как единой сложной системы. Философия является основой социальной ориентации, деятельности людей, их подхода к оценке явлений современности.

Методологические функции связаны с выработкой системы способов и приемов объяснении, изучения мира. Общие методы деятельности, вырабатываемые философией в равной степени, относятся и к научной деятельности. Поэтому философия является общей методологией для всех наук.

философия -- форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео -- любовь и софия -- мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае.Философия-форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и следовательно больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. Философия - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека и т.д. В отличие от мифологии и религии философия избрала в качестве своего ориентира не слепую веру, не сверхъестественное объяснение явлениям окружающего мира, а свободное размышление о мире и человеке, основанное на принципах логики и разума. Философия - наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого.

Философияесть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа. Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется

Специфика философского знания:

1. Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

2. Философское знание является целостным выражением мира, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

Основным вопросом философии является: «Что есть причина всего сущего - материя или сознание, то есть, что первичнее материя или сознание. В зависимости от решения основного вопроса философов можно разделить на: материалистов (считающих первичным бытие, материю, природу) и идеалистов (признающих первичность духа, мышления, сознания.

Предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешнее взаимодействие между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и содержание.

Предметом философии является «всеобщее» в системе отношений человека к миру.

Все множество проблем философии может быть сведено в 5 больших групп: 1) онтологическая группа проблем (онтология - учение о бытие); 2) антропологическая группа (антропология - учение о человеке); 3) аксиологическая (аксиология-учение о ценностях); 4) гносеологическая (гносеология - учение о познании); 5) праксеологическая группа (практическая).

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.

Функции философии: 1) мировоззренческая функция,суть ее в том, что философское мировоззрение вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир на место в нем человека.

2) методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

3) прогностическая функция философии, состоит в формулировке гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

4) критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению» (критикуй), со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. 5) аксиологическая функция состоит в том, что любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

6) Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу -- объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции человеческого общества. Ее задача -- помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению.

7) гуманитарная функцияРечь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

8) Гносеологическая функция,суть ее в том, что философия раскрывает законы развития познавательной деятельности, исследует формы движения

мышления к истине, исследует пути и средства проверки полученных знаний.

3. М ировоззрение: структура, и сторические типы и их специфика

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции и программы поведения людей. Мировоззрение - очень важная часть человеческого сознания, и формируется оно у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения. Это сложное, интегральное образование, в ко­тором принципиально важны связь следующих его компонентов.

1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

3. Эмоции - субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений.

4. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Убеждения - это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.

6. Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

7. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом. Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - не­верие ни во что, утрату идеалов. Таким образом, в мировоззрении представлены эмоциональная, познавательная, ценностная, поведенческая сферы сознания в их взаимосвязи. В совокупности они составляют наше общее представление о мире и самих себе.

Основой мировоззрения являются знания. В зависимости от их системности и глубины выделяют обыденный, профессиональ­ный и теоретический уровни мировоззрения.

1. Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества. Его нередко называют «житейской философией». Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью.

2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

3. Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских и научных взглядов предъявляется требование доказательства.

Исторические типы мировоззрения. Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное объяснения мира.

Миф-- это мировоззре­ние древнего общества, которое соединяет реальность и фантазию. Многие мифы заключают в себе поиски ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии и человеческой судьбе. Это была первая попытка обобщить все многообразие явлений и дать им универсальное объяснение.

Религия -- форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Философия-- особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

Специфические черты философского мировоззрения:

1. Это взгляд на мир с позиций человеческого разума и активности. Он позволяет людям сознательно ориентироваться в природе и обществе.

2. В философии сформировался свой четкий понятийно-категориальный аппа­рат.

3. Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в логически упорядоченной форме.

4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В ней мысль обращается на саму себя

5. Важный принцип философии - свободомыслие. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания -- политическим, религиозным и др. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников. Мировоззрение существует на двух уровнях:

1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и

2) рациональном -- на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т. д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлениями о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т. д. И мифы, и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них. Мифологическо-религиозное мировоззрение продолжало сопутствовать общественному развитию на всех его последующих этапах, но уже в качестве не единственных форм мировоззрения, а как оставшиеся от прошлого воззрения, сосуществующие наряду с философской формой.

Кроме того, философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе.

Основной же особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

Концептуальная обоснованность;

Систематичность;

Универсальность;

Критичность.

В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.

В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний.

Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является

ядром мировоззрения, его теоретической основой.

В отличие от науки, религии и искусства, которые также формируют определенную систему мировоззрения, философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт.

Место философии в духовной культуре общества. Специфика философского мировоззрения и философский способ решения вечных проблем человеческого бытия становятся очевидными при сравнении философии с наукой, религией и искусством.

Философия и наука. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть "форма согласования мысли с действительностью". Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:

1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия -- химической, психология -- психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, -- она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;

2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину -- то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы "почему?" "как?" и "откуда?", но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа "зачем?" и "для чего?". В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.

В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой -- позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

Философия и религия. Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей -- норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией, однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры -- сердцем, а не разумом; личным и внерациональным опытом, а не на основе рациональных аргументов, как это свойственно философии. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т. е. сверхчеловеческий и сверхрациональный, характер, исходя или от Бога (как в христианстве) или от его пророков (как в иудаизме и исламе), или от святых подвижников, достигших особой небесной мудрости и святости, как это характерно для многих религиозных систем Индии. Верующий может при этом и вовсе рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для человека, претендующего на философский характер мировоззрения.

Возможна собственно религиозная философия, как свободная от догматических церковных шор, рациональная попытка построения целостного религиозного мировоззрения. Блестящие образцы подобной философии, в частности, дала отечественная философская традиция на рубеже веков (см. В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, братья С.Н и Е.Н.Трубецкие). От религиозной философии следует отличать теологию (или богословие). Последняя в ряде своих разделов может использовать язык, методы и результаты философии, однако всегда в рамках признанных церковных авторитетов и выверенных догматических определений. Раздел философии, который занимается изучением природы религиозного опыта, его места в культуре и человеческом бытии, носит название философии религии. Ясно, что философией религии может заниматься не только верующий человек, но и философ-атеист.

Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования и почти что растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было свойственно Европе 18 века. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между философией, религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично синтезирующего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.

Философия и миф. Многое сближает миф с философией, точнее сказать миф был основой философии

Однако несмотря на всю близость, между философией и мифом все же пролегает межа. Дело в том, что язык философии -- это язык философских категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение -- здесь скорее исключение, чем правило. Но без этого-то как раз не может существовать миф. Его стихия -- личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Конечно, и в философии могут существовать глубочайшие символы и образы, однако они -- всегда лишь исходный объект для последующей рациональной интерпретации; как бы образно-смысловой "ген" для последующего разворачивания цельного философского мировоззрения.

Таким образом, философия в чем-то схожа, а в чем-то различна со всеми другими важнейшими сферами духовной культуры (или сферами духовного творчества) человека. Это обусловливает ее "центрально-связующее" положение в духовной культуре человечества, не позволяющее этой культуре распасться в дурную множественность враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений. Здесь мы выходим на проблему многообразных функций, которые выполняет философия в человеческом культурном бытии.

Отличие от религиозно-мифологического и обыденного типов мировоззрения?

Во-первых, происходит отход от антропоморфизма: философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих взаимоотношений на мир в целом.

Во-вторых, философское мировоззрение постепенно заменяет чувственные образы, на которых покоится миф, абстрактными понятиями, а ассоциативные связи образом мифа - логическими связями понятий.

Наконец, в третьих, философское мировоззрение излагается не как догма, которую следует принимать, не рассуждая, а как один из возможных способов понимания и объяснения мира, допускающих критику и замену лучшими способами. Это стимулирует разработку обоснования философских систем и служит основой изменения и совершенствования философского мировоззрения.

Конечно, все эти особенности философского мировоззрения формировались постепенно. Первые философские построения еще наполнены элементами мифологии. У Фалеса мир все еще полон богов. Гераклит говорит о Солнце как о живом существе, за которым присматривает богиня справедливости Дике и ее слуги Эринии. У Эмпедокла все процессы в мире обусловлены борьбой любви и ненависти. Однако постепенно все эти мифологические и антропоморфные элементы исчезают. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и земля Ксенофана заменяются у Парменида абстрактным понятием бытия. Если до Парменида философы лишь провозглашали свои тезисы, то Парменид впервые прибегает к логическому доказательству, которое у его ученика Зенона приобретает уже отчетливую форму доказательства от противного, опирающееся на закон исключенного третьего.

Так постепенно формировалось философское мировоззрение - философия,- включавшее в себя на первых порах и известные научные знания - математические, астрономические, медицинские. Оно было столь же целостным, как и миф, но в отличие от мифа абстрактным, рациональным и критичным.

4 . О сновной вопрос философии, его статус, осн овные стороны и способы решения

Под основными вопросами философии обычно имеются ввиду те вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация философией своих функций. Такими важными вопросами в современном философском знании являются:

Каковы первичные фундаментальные вопросы этого мира?

Познаваем ли окружающий нас мир?

Каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека?

Каковы основные принципы подхода к научному исследованию мира в целом,а также отдельных его сфер, процессов, явлений?

Основным вопросом философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного решения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является одной из главных задач философии.

Материя и сознание (дух) - это две неразрывные и в тоже время противоположные характеристики бытия.

В связи с этим существуют 2 стороны ОВФ:

Онтологическая

Гносеологическая

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи­лософии заключается в постановке и решении проблемы: что первично -- материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны ОВФ познаваем или непознаваем мир.

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления:

Материализм

Эмпиризм

Рационализм

Онтологическую сторону Ф представляет:

1.Материализм (так называемая "линия Демокрита") - направление Ф, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно:

Материя реально существует

Материя существует от сознания, т.е. существует независимо от мыслящих существ

Материя является самостоятельной субстанцией, не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме себя самой

Материя существует и развивается по своим внутренним законам

Сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю)

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей

Сознание опрееляется материей (бытие).

К материалистическому направлению принадлежат такие философы как Демокрит, Эпикур, Ф.Бэкон, Д.Дидро, Б.Сниноза, Герцен, Чернышевский)

Сильные стороны материализма:

Опора на науку (особенно на точные и естественные-физика, химия, биология, математика)

Логическая доказанность многих положений материалистов

Слабые стороны материализма:

Недостаточное объяснение сущности сознания

Наличие явлений окружающего мира необъяснимых с т.з. материалистов.

Материализм, как господствующее направление Ф был распространен в Античной Греции, Англии 17в, Франция 18в, СССР и социалистических странах в 20в.

Идеализм ("линия Платона")-направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею или дух).

В идеализме выделяют 2 самостоятельных направления:

1)объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель)

2)субъективный идеализм (Беркли, Юм)

Основателем объективного идеализма является Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

Реально существует только идея;

Идея первична;

Вся окружающая действительность делится на "мир вещей" и "мир идей". "Мир идей"- ("эйдосов") изначально существует в мировом разуме (в божественном замысле);

-"мир вещей"- это материальный мир, не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

Каждая единичная вещь-это воплощение идеи данной вещи (дом-воплощение общей идеи самого дома);

Большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретнную вещь играет Бог-творец;

Отдельные идеи объективно существуют независимо от сознания человека.

Противоположность объективным идеалистам - "субъективные идеалисты" (Беркли, Юм) считали, что:

Всё существует только в сознании познающего субъекта;

Идеи существуют в разуме человека;

Образы (идеи) материальных вещей также существуют, только в разуме человека через чувственное ощущение;

Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идеи) не существует.

Слабая черта идеализма:

Отсутствие достоверного объяснения самого наличия "чистых идей", и превращение "чистой идеи" в конкретную вещь.

Идеализм как философское направление господствовал в Античной Греции в Средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, странах Западной Европы. Наряду с полярными конкурирующими направлениями философии материализмом и идеализмом существуют промежуточные течения:

Дуализм;

Дуализм как философское направление был основан Р.Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

Существуют 2 независимых субстанции: материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).

Всё в мире произвольно является "модусом" либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи-от материальной идеи, идеи-от духовной).

В человеке объединяется одновременно 2 субстанции:материальная и духовная.

Материя и сознание (дух)- две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия

Основного вопроса философии ("что первично материя или сознание") не существует, т.к. материя и сознание взаимно дополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм-направление в Ф, сторонники которого(преимущественно французские просветители 18 в) признавали наличие Бога, которые по их мнению единожды сотворил мир уже не участвуют в его дальнейшем развитии и не влияет на его жизнь и на поступки людей.

Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и сознание.

Гносеологическая сторона. Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. "Нет ничего в мыслях (разуме) чего бы не было до этого в опыте и в чувственных ощущениях".

Основателем рационализма является Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное достоверное знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта (во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение-мысль-деятельность разума, во-вторых, существуют истины очевидные для разума (аксиомы), и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве).

С гносеологической стороной ОВФ также связаны понятия как "гностицизм" и "агностицизм".

Представители гностицизма (как правило материалисты) считают, что мир познаваем, возможности познания не ограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило идеалисты): мир всецело не познаваем; возможности познания ограничены, познавательные возможности человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов ОВФ до конца не решен ни с гносеологической, ни с онтологической стороны и фактически является извечной нерешенной философской проблемой.

В 20 в в Западной Ф наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному ОВФ, т.к. он трудноразрешим и постепенно теряет свою активность. Согласно философии 20 в в будущем может появиться (по прогнозам) другой ОВФ.

Проблемы экзистенциализма, т.е. проблемы человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиски смысла жизни, своего места в жизни, счастья и т.д.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным - идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным - значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное - материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным - сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии - дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что:

материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;

сознание - результат длительного процесса развития материального мира;

сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;

существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;

сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

5 . Д ревнеиндийская философия

В основе периодизации древнеиндийской Ф лежат различные источники философской мысли,известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данным источником, в Древнеиндийской Ф выделяют 3 основных этапа:

1) 15-6 вв до н.э.-Ведический этап

2) 6-2 вв до н.э.-Эпический этап

3) 2 в до н.э.-7 в.н.э.-Эпоха сутр

Индийская Ф берет свое начало в древних религиозных гимнах-Ведах (дословно "знание")-религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15в из средней Азии Ирана племенами арийцев. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений.

Веды как правило включали в себя:

Священное писание, религиозные гимны;

Описание ритуалов ("брахманы"), сочиненные брахманами (жрецы);

Книги лесных отшельников;

Философские комментарии к Ведам ("упанишады").

До наших дней дошло всего 4 Веды:

Ригведа;

Санаведа;

Ятжурведа;

Атхарваведа.

Наибольший интерес у исследователей вызывают заключительные части Вед-упанишады (дословно "сидение у ног учителя"), в котором дается философская трактовка содержания вед.

Наиболее известными источниками Ф Древней Индии второго эпического этапа (6-2 вв до н.э.) являются 2 поэмы-эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в котором затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

Завершает период древнеиндийской Ф-эра сутр(кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные философские проблемы).

В дальнейшем в Средние века господствующее положение в индийской Ф заняло учение Гаутаны Будды-буддизм (18-20вв). Индийская Ф обогатилась достижениями европейской философской мысли. В Ф Древней Индии различаются 2 группы школ ("даршан").

В первую ортодоксальную входило 6 даршан:

Санкхья;

Вайшешика;

Миманса;

Веданта.

Во вторую группу (неортодоксальную) 2:

Буддизм;

Джайнизм.

Первую группу(ортодоксальную) объединяет то, что все эти школы (даршаны) пытались добиться "освобождения".

Неортодоксальные школы:

Буддизм-философское учение, позже мировая религия, наряду с христианством и исламом. Основано в Индии в 6 в до н.э. Сиддхартхой Гаутамой (позднее назван Буддой).

Главное произведение буддизма "Трипитака" ("3 корзины"), записанные в 80-х гг 1 в до н.э. на Цейлоне.

Главная идея буддизма-"Средний путь" между двумя крайними: путем удовольствий, развлечений, трудности, лени и путем аскетизма.

"Средний путь"-путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которой является нирвана-высшая благодать.

Джайнизм-философское учение и индийская религия, сходная с буддистским учением. Основатель Вардхамана (6 в до н.э.).

Особенности и отличие индийской Ф:

Автохтонность, самобытность, т.е. Ф не возникала ниоткуда не пришла;

Традиционность;

Религиозность;

Спиритуалистическая направленность;

Соединение рационализма и мистицизма;

...

Подобные документы

    Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика социальных функций философии. Соотношение философии и современной науки. Специфика философского знания.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Понятие мировоззрения, его структура, исторические типы. Изучение античной, западноевропейской и немецкой классической философии. Позитивизм: основные идеи и этапы развития. Русский космизм. Познавательные способности человека. Природа как форма бытия.

    шпаргалка , добавлен 24.02.2015

    Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения. Общая характеристика философии стран Востока. Атомистическое учение Левкиппа-Демокрита. Проблема человека в философии Сократа. Основные проблемы патристики. Августин Блаженный.

    курс лекций , добавлен 08.06.2013

    Мировоззрение: сущность, структура и исторические типы. Категория бытия, её смысл и специфика. Структура бытия. Всеобщяя связь и обусловленность явлений, многообразие связей. Понятие закона в философии. Предпосылки возникновения философии.

    шпаргалка , добавлен 06.01.2005

    Философия в жизни общества. Исторические типы мировоззрения. Структура философского знания. Религиозная философская и научная картина мира. Понятие и основные формы бытия. Новейшая революция в естествознании и кризис философии. Концепции диалектики.

    шпаргалка , добавлен 26.05.2012

    Понятие и структура мировоззрения - необходимой составляющей человеческого сознания, познания. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторические изменения предмета философии. Социальные функции философии и ее взаимосвязь с наукой.

    реферат , добавлен 16.01.2012

    Понятие философии как науки, ее взаимосвязь с религией, политикой, этикой, историей и искусством. Направления и темы философских исследований. Исторические этапы развития философии. Взгляды представителей различных школ. Категории бытия и субстанции.

    шпаргалка , добавлен 21.11.2010

    Распространение философии позитивизма французского мыслителя Огюста Конта в 30-40 гг. XIX в. Исторические формы позитивизма, его господство в культуре, философии, политике, педагогике, историографии, литературе. Стадии развития индивидуума и человечества.

    презентация , добавлен 27.03.2014

    Мировоззрение как ядро философии, его структура уровни и компоненты. Характеристика типов мировоззрения - мифологии, религии, философии, науки. Мировоззрение и мироощущение древних славян (поклонение Триглаву, идеал красоты на Руси, принципы общины).

    контрольная работа , добавлен 12.11.2011

    История возникновения философии как устойчивой формы общественного сознания, рассматривающей мировоззренческие вопросы, помогающей осознать смысл жизни и цели человеческой активности. Понятие и типы мировоззрения, его структура и основные функции.

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии приходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX--VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. Расширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков -- с VII по IV век до н. э. -- наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой -- пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит).

Возникновение философии связано с целым рядом факторов.

1) Философия является особым родом мировоззрения. В этом смысле философия имеет своим предшественником предыдущую господствующую форму мировоззрения - мифологию. Т.е. мир - источник возникновения философии и в то же время именно несоответствие мифологии развивающейся действительности привело к возникновению философии.

Мифология - это особая форма общественного сознания (способ понимания природной и социальной действительности). Отличительными чертами является то, что человек не способен выделить себя из природы, мышление неотделимо от эмоций, имеет место метафорическое сопоставление культурных и природных объектов, очеловечивание природных форм, одушевление фрагментов космоса. При этом не существует четкого разделения объекта и субъекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и имени, пространственных и временных отношений.

При этом еще не развит анализ причинности, часто сближение объектов по второстепенным признакам. Объяснение происходящего осуществляется через рассказ о происхождении или творении. При этом время делится на “ранний период”, в котором находятся перводействия и первопричины, и на основе событий “раннего периода” предсказываются события текущего.

  • 2) Но с течением времени экономическое развитие, появление разделения труда способствовало отделению умственного труда от физического, а значит, традиционная опора на привычку и традицию сменяется на рефлективное (“reflexio - размышляю, оцениваю) мировосприятие. А значит, вытесняется типичное для мифологии непосредственно эмпирическое отношение к миру.
  • 3) К тому же, экономический подъем в IX-VII вв. до н.э. в Греции расширил торговлю и судоходство расширил географический горизонт греков, связи и контакты с другими народами очевидными становятся относительность и условность собственных социальных и политических установлений. Это тоже серьезный удар по традиционности мифологического сознания.

В эпоху мифа сознание людей не индивидуализировано. А с развитием частной собственности и расслоения общества человеку необходим путь самоопределения - через собственный разум и в этом смысле философия логично сменяет мифологическое сознание.

Таким образом, философия как мировоззрение возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни, ценностей и сознания, в силу того, что появляется потребность различать то, что общепринято и то, что истинно на самом деле (знание). Поэтому поначалу - философия - разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности и является синонимом зарождающейся теоретической мысли.

Выделение умственного труда в отдельную область деятельности приводит к осознанию отличия человека от окружающего его растительного и животного мира человек выделяется философами как особое существо, взаимодействующее с окружающим.

Но не смотря на то, что философия как мировоззрение приходит на смену мифологии, она заимствует у мифологии то, что объединяет философию и мифологию как способы мировоззрения, т.е. - основные вопросы:

  • 1) вопрос а начале, происхождении, устройстве мира;
  • 2) вопрос о происхождении людей, рождение, смерть и стадии жизни человека;
  • 3) вопрос а взаимодействии людей и мира.

Философия, которая в первую очередь является особым разделом мировоззрения заменяет собой предыдущую форму мировоззрения - миф. При этом:

  • 1) Философия заимствует у мифологии основные вопросы;
  • 2) Философия сменяет мифологию в силу развития целого ряда внешних факторов:
    • а) возникновение умственной деятельности (отделение от физической) недостаток обыденного сознания;
    • б) экономическое и социальное развитие общества;
    • в) возникновение научной формы знания.

Таким образом, существующие концепции возникновения философии (религиогенная, мифогенная, сциентистская, социо-центристская) - отражают различные стороны процесса возникновения философии. Но имеет место не обособленное, а комплексное влияние всех вышеперечисленных факторов.


Содержание:

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философии………... 4
2. Особенности восточного и западного стилей философствования……….. 6
3. Основопологаюшие принципы древнеиндийской философии……………13
4. Характерные черты философии Древнего Китая…………………………..19
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...24

Введение

Авторы одного из последних энциклопедических словарей по истории философии определяют ее как особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Философия оказывается интересна хотя бы потому, что дала жизнь всем без исключения наукам, даже тем, которые, казалось бы, к ней не могут иметь никакого отношения. Вместе с тем она продолжает свое участие в жизни этих наук; ведь если та же самая физика имеет определенный предел своих возможностей (может ответить только на вопрос “как?”, но не на вопрос “почему?”), то философия таких пределов не имеет - ее горизонты в познании мира и человека поистине безграничны.

1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философии

Термин “философия” происходит от греческий слов phileo - “любовь” и sophia - “мудрость” и первоначально обозначал любовь к мудрости. Однако такая трактовка не раскрывает всей глубины этого понятия. Каждый философ по-своему интерпретировал сущность философии, ее цели и задачи. С некоторыми допущениями можно констатировать, что вопрос “Что такое философия?” является одним из важнейших.
Так, согласно Пифагору, который, по-видимому, и ввел в употребление термин, цель философии заключается в поиске истины, между тем как софисты стремились не найти истину, а лишь научить мудрости, которая заключается в умении доказывать свою точку зрения. С точки зрения Платона, философия способствует постижению абсолютных истин и обращает душу человека к созерцанию истинных сущностей - идей. Его ученик - Аристотель - видел ее задачу в постижении всеобщего, а ее предметом - первоначала и причины бытия. В общем понимание целей, задач и предмета философии целиком было связано с социально-историческими и культурными условиями. Так, по Эпикуру, философия - средство освобождения человека от страха смерти; человек философствует, чтобы не бояться смерти.
В общем и целом философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру. Вместе с тем адекватное понимание сущности философии лежит исключительно через изучение ее истории.
Философия - это исторически сложившийся тип мировоззрения. Последнее - есть совокупность взглядов на мир и место человека в нем, на отношение мира к человеку и человека к миру. Всякое мировоззрение представляет собой результат отражения мира, глубина которого может быть различной. Первый уровень мировоззрения связан с мироощущением или миросозерцанием. (В нем фиксируются отдельные, внешние явления, а не их сущностная основа.) На уровне мировосприятия и миропредставления создается целостная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, фиксируются их различия и сходства. И только на уровне рационального мышления, оперирующего при помощи понятий формируется философское мировоззрение, характеризующееся понятийным отражением, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, способными вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.
Первым историческим типом мировоззрения был миф. Миф - это первая попытка, пусть и фантастическая, ответить на вопросы возникновения мира и обосновать наличие естественного порядка. В мифе человек не выделяет себя из природы, он мыслит конкретно-образно, а не абстракциями и понятиями. Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.
Несмотря на незрелость мифологического мышления оно явилось важнейшей предпосылкой мышления философского как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Переход от мифологии к философии происходил под влиянием целого ряда факторов социального, экономического и духовного характера: переход от бронзового века к железному, развитие аграрного и ремесленного производства, разложение первобытно-общинного строя и возникновение государственно-правовых институтов, появление разделения труда и товарно-денежных отношений, накопление элементов научного знания и его использование в практической жизни людей и развитие их мировоззрения.
Важной проблемой является вопрос, наука ли философия или мировоззрение или, может быть, методология (учение о методе). Действительно, философский способ познания - это система наиболее общих приемов теоретического и практического познания, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Для многих наук философия выступает как методологический базис любых практических исследований (например, как социальная философия для социологии).
Одновременно философия является и наукой, ведь уней есть все признаки науки - объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.

2. Особенности восточного и западного стилей философствования

«Запад есть запад,
восток есть восток,
не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола
Божья в день страшного суда.»
Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине) .
Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования...
И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно........

Список литературы:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов.- М.,2003.
2. Введение в философию / Под редИ.Т.Фролова.- М., 1990.
3. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - М., 2005.
4. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.
5. Антология мировой философии. М., изд. "Мысль", 1969.
6. Книга для чтения по истории философии. Под ред.
А. М. Деборина. М., 1924.